Госдума РФ во втором чтении рассматривает законопроект № 207208-8 о переносе сроков перелицензирования управляющих организаций на 1 июня 2023 года.

            Согласно тексту законопроекта подготовленного ко второму чтению с учетом поправок, начало процедуры продления действия лицензий перенесут на 1 июня 2023 года. Минстрой РФ за этот период должен разработать правила переоформления документов УО и решить вопрос, кто будет управлять домом, если компания не продлит лицензию.

            В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливает не только срок действия лицензии – пять лет, но и предусматривает срок продления ранее выданных лицензий.

В связи с тем, что указанный Федеральный закон вступил в силу 11.01.2018, то срок продления лицензии наступает 11.01.2023.

По информации, представленной субъектами Российской Федерации, 65 субъектов Российской Федерации подтвердили необходимость предоставления отсрочки по продлению ранее выданных лицензий, основными доводами которых являются:

- отсутствие механизма (порядка) проведения органами государственного жилищного надзора (ОГЖН) проверок лицензиатов, обратившихся с заявлением о продлении срока лицензий;

- отсутствие порядка исключения многоквартирных домов из реестра лицензий, чьи лицензии не будут продлены;

- вопрос о дальнейшем управлении многоквартирными домами, находящимся в управлении управляющих организаций, которым не был продлен срок действия лицензий, нормами действующего жилищного законодательства указанный вопрос не урегулирован;

- в случае истечения срока действия лицензии (ее непродления) возникает вопрос о прекращении действия договора управления многоквартирным домом. Данный случай не попадает под назначение органами местного самоуправления «временной управляющей организации»;

- отсутствует порядок внесения изменений в реестр лицензий в части исключения этих многоквартирных домов, поскольку частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не предусмотрен случай исключения из реестра лицензий сведений об управлении многоквартирными домами управляющими организациями, срок действия лицензий которых истек или не был продлен.

Правовые пробелы приведут к возможности оспорить результаты проверок/оценки соответствия лицензионным требованиям в случае отказа в продлении срока действия лицензии. Действия ОГЖН в данном случае могут быть обжалованы в судебном порядке. И в случае отмены решений ОГЖН об отказе в продлении срока действия лицензии, ОГЖН будут предъявлены требования о возмещении ущерба в виде упущенной выгоды.

Указанные факторы спровоцируют коллапс на рынке управления многоквартирными домами, могут создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Кроме того, ситуация в сфере управления многоквартирными домами может усугубиться аварийными ситуациями.

Принятие законопроекта позволит до 1 июня 2023 года федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разработать нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения ОГЖН проверок лицензиатов, обратившихся с заявлением о продлении срока лицензий, порядок исключения многоквартирных домов из реестра лицензий, чьи лицензии не будут продлены.

Кроме того, принятие законопроекта позволит не допустить наличие многоквартирных домов, оставшихся без управления, в отопительный период 2022/2023 гг.

Ознакомиться с Законопроектом № 207208-8, Вы можете, перейдя по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/207208-8#bh_histras

Поделиться